Все мы родом из детства
Космос он не там, он здесь
Знаешь, что важно взять из детства во взрослую жизнь? Мечту.
Э. Сафарли
У человека всегда есть все, чтобы осуществить свою мечту.
П. Коэльо
Все как всегда. Звонок. Приветствуем учителя и садимся за парты. Начинается урок. Мария Сергеевна рассказывает про конкурс сочинений, объявляет темы… и мой мозг улавливает такую фразу: «Дорога в космос - мечта человечества». М-м-м. Сразу погружаюсь в детские воспоминания, и на лице появляется сладкая улыбка. Пойдемте со мной в далекий или не совсем две тысячи шестой год?
Лежу на траве, испытывая странное чувство, кругом разбросаны части от моей ракеты. «Всё-таки нужно было крылья из пенопласта делать», - проскочила мысль в моей голове. Чувствуется небольшая боль в спине и затылке, ссадины на локтях и разодранные коленки зудят. Платье запачкано. Да-а-а. В следующий раз нужно быть аккуратнее. Мама, наверное, опять будет ругаться или «серьезно разговаривать», а папа только посмеется. Ну как они не могут понять, что когда я вырасту, то стану космонавтом и полечу туда - к звездам… и мне, мне обязательно нужно тренироваться. Захожу домой, пыхтя. Мама спрашивает с испуганным и сердитым лицом, что со мной, опять с кем-то подралась, тренировала кошек для полета или «покоряла космос» с дерева. Я грустно, надув щеки, отвечаю: «Последний вариант». И иду в свою комнату собирать новую ракету. Еле слышу, как мама говорит мне уже в тысячу первый раз, как будто заученную фразу: «Ты же девочка», и тяжело вздыхает. Я закрываю дверь и думаю над маминой фразой, пффф, будто у меня был выбор, я бы, конечно, родилась пацаном. Слышу, как папа смеется и зовет пить чай, объясняя маме, что я ребёнок и в моем возрасте это нормально.
А все началось с того, что однажды я подняла голову и увидела их. Звёзды. Яркие пятнышки в чёрном пространстве, как будто кто-то рассыпал жемчужины на чёрное покрывало неба. Стояла минут десять так, пока шея не затекла. Потом, когда каждый раз смотрела ночью на небо, меня не покидало это чувство безграничности и чего-то таинственного, в то же время манящего и бесконечно глубокого. Я ощущала себя частью вселенной, понимала, насколько я мала, по сравнению с Космосом…
– Ася, Ась, опять у тебя в голове «одинокая ветка сирени играет»? – голос Марии Сергеевны.
Небольшой смешок класса.
Сейчас, придя домой и записав это, размышляю о том, что в качестве своей профессии не изберу космонавта или что-то в этом роде. Может быть, у меня недостаточно физических данных, плохо развит вестибулярный аппарат, но дело не в этом. Я поняла, что не важно, какая у тебя профессия. Все мы космонавты. Ведь внутри каждого из нас Космос. Наши способности безграничны. Наша фантазия бесконечна. Да и наши глаза иногда горят таким блеском, что звезде до него далеко. Мы невероятно глубоки и порой непредсказуемы как Вселенная.
Дописываю последние слова, а за руку меня тянет младший брат, нужно помочь ему запустить ракету. Ну все, мы побежали …или точнее полетели. Ах, да чуть не забыла, верите ли вы, что случайности не случайны, так вот, мой брат родился двенадцатого апреля - в день космонавтики. И вот я думаю, какая у него будет мечта?…
Гильгенберг Настя
Важная встреча,
или «Все мы родом из детства»
«Все мы родом из детства» – застряла фраза в моей голове. Раз застряла, то это надолго…
– Получается, мы, люди, имеем одну родину на всех. Странно… Ведь родина – это место, где тебе радостно, уютно, всё знакомо и понятно… а покидаешь ты её только в крайнем случае. Значит, детство – это какая-то временная родина?! Парадокс: родина и временная. А если не хочешь, не можешь, прогонят, что ли… Или есть шанс «нелегального» нахождения? Пожалуй, рискну остаться, - сама себе говорю я.
А вообще, почему я об этом думаю? Ах, эти мне учительские терзания. Сколько можно об этом думать?
Именно в тот день я и встретилась со своим старым приятелем. Вернее, совсем не старым, а маленьким, имя которого до сих пор никто не знает, но привыкли называть его Маленьким принцем.
– Ты чего такая замученная? – обратился ко мне малыш. – Неприятности?
– Нет. Просто тяжело после отпуска вникнуть в содержание двухчасового педсовета.
– А о чем Вы там разговаривали?
– Новации в образовании, изменения в ЕГЭ, социальный заказ, ФГОС… Цифры… Номера… Даты.
– В общем, все как любят взрослые!
– Да!? А мне иногда становилось страшно. Может быть начать искать другую работу.
– Ты же всегда говоришь, что тебе повезло в жизни с друзьями и работой?!
– Да, я так всегда думала…
– Думала?!
– Наверно, думаю… Понимаешь, мне всегда было ясно как, чему и для чего учить.
– Всегда?
– Да. Даже тогда, когда я учила кукол и младшую сестрёнку. А старшая сестра моей бабушки привозила на топку старые журналы, газеты. Я любила их перебирать. Находила массу полезных вещей: методички к учебникам, конспекты уроков, исписанные тетради… Ведь моя двоюродная бабушка была учителем начальных классов (как и все остальные четыре бабушки). Так что методическая система была у меня сразу.
– Шутишь? Это уже хорошо.
– В детстве я любила играть: «Если бы на этом месте была я…» Поэтому в школе представляла себя на месте учителей. Учительницу начальных классов я боялась.
– Почему?
– Строгая очень, всегда недовольная, какая-то замученная и кричит. Это взрослая я поняла, почему она так себя вела. И мне стало её жалко. А тогда всем было страшно.
– И ты подумала, что если бы была на её месте, то была бы добрая.
– Ну да. И не унижала бы так. Потом мне встретились другие учителя. Мудрые, справедливые, понимающие. Я видела их горящие глаза, как они любят то, о чём говорят.
– И ты поняла: Учитель должен любить свой предмет.
– Ага. А потом я пошла в пединститут. Встретила столько умных, талантливых порядочных людей! Заразилась их отношением к знанию, к книге…
– И ты поняла: Учитель должен много знать, читать, уметь говорить «до сердца». Подожди, а в школу ты собиралась идти работать?
– Нет. Думала остаться на кафедре. 5 курс, у сестры Последний звонок. Родители заняты. Там я и встретила директора. А она шуткой сказала, если будет красный диплом, приходи. Ну, я и пришла.
– С красным?
– С красным. Дали класс. Большой. И больше половины мальчишек. Да ещё каких!
– Не хотела убежать?
– Нет. Вспомнила игру «Если бы на этом месте…» И поняла, что надо узнать, чем они любят заниматься, что читают, во что играют… А потом показала им, что я читаю, чем занимаюсь… Бывало, ползали у меня дома на коврике до позднего вечера, что-то рисуя, придумывая… И стало ясно: нужно любить детей такими, какие они есть, не жалеть для них времени.
– Так что же сейчас-то изменилось? Разве всё, что ты поняла, больше не действует?
– Вот с тобой говорю и понимаю, что действует.
– Что бы ни менялось в мире, как бы это ни называли, ребёнок останется ребёнком:
спросив о чём-нибудь, он не отступится, пока не получит ответа; у него оригинальный взгляд на вещи: там, где взрослый видит шляпу, у него удав, проглотивший слона; ему важно быть нужным и любимым, то есть «приручённым»; он хрупок и беззащитен; он знает, что ищет. А главное помни: с каждого надо спрашивать то, что он может дать; нужно формировать в ребёнке потребность быть путешественником, а не географом;
у каждого человека свои взгляды на звёзды, главное, чтобы он знал о них и видел их.
Помоги ребятам осознать, что принцип: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», - может изменить мир в лучшую сторону. Не обманывай их, пусть знают, чтобы познакомиться с бабочками, нужно стерпеть двух-трёх гусениц.
– И тогда ребёнок станет счастливым взрослым?
– Не знаю, но он точно не потеряет прописки в моей стране.
Я проснулась. На душе легко. Хочется сделать что-то хорошее. А в голове: «Все мы родом из детства…»
Терехова
Мария Сергеевна
Обновлено (30.11.2016 01:58)