Доброе имя учителя
А это и есть счастье?!
Машкова Тамара Николаевна (так зовут мою бабулю) - уникальный человек. Позади у неё 31 год педагогического стажа в роли учителя математики, но и сегодня она работает с ребятишками в Доме Детского Творчества, занимается краеведением, туризмом. Казалось бы, разве можно было не устать, всю жизнь проработав с детьми?
Когда я задала ей этот вопрос, то получила следующий ответ: «Профессию я, Любаша, не выбирала, она выбрала меня сама. В школьные годы не была никогда в стороне: председатель совета отряда, председатель дружины, комсорг в школе, а затем и в институте. Подготовка концертов для жителей улицы, уборка дворов, поздравление малышей, поступающих в школу – это время, которое определило за меня, кем быть. Ежедневно приходя в школу, я чувствовала себя ребёнком, открывающим мир заново. А это и есть счастье!»
Такие слова заставили меня задуматься о том, что такое призвание. Я считаю: быть педагогом – это призвание моей бабули. Своей биографией она доказала это. Окончив в 1975 году Новокузнецкий государственный институт, Тамара Николаевна по распределению была направлена в небольшую школу на станции Сокур в Новосибирской области. В 1977 году она приступила к работе учителем математики в средней школе №31 города Осинники. За 31 год работы ни дня не прошло без любимого предмета и классного руководства. Она была второй «мамой» для ребят, приходящих из начальной школы, и до выпуска во взрослую, почти самостоятельную жизнь. 1983, 1993, 1999, 2006 – это не просто даты для моей бабушки, это года, когда приходилось прощаться с теми, кого растил, учил, любил, но в это время их нужно было отпустить, чтобы через несколько лет увидеть результаты своей работы.
Среди выпускников моей бабушки много педагогов. А ведь известно, что на выбор профессии во многом оказывают влияние учителя. Шестнадцать замечательных педагогов трудятся не только в школах нашего города. Но и в других городах области и даже России. Это и учителя начальных классов, физической культуры, иностранного языка, филологи, математики. Не это ли дань уважения своему педагогу? А выпуск 1999 года получился просто медицинским. С одного класса сразу четыре врача: хирург, реаниматолог, стоматолог, терапевт.
Я знаю, что за годы работы Тамары Николаевны были выпущены пятнадцать медалистов. Вот это поистине драгоценно для города!
Благодаря моей бабушке было совершено ребятами города немало чудесных походов по территории Кемеровской области: Мустаг, Спасские дворцы, Тельбес, Катунские утёсы, Поднебесные Зубья. В походах Тамара Николаевна была уже не только педагогом, но и другом, которому девчонки доверяли свои секреты, а мальчишки часто спрашивали совета.
Классные коллективы Тамары Николаевны очень дружны и после окончания школы. Немало создано и семей между одноклассниками. Ни один праздник не обходится без поздравлений от бабушкиных учеников.
Каждый человек живет в обществе, и хочет он того или не хочет, ему приходится взаимодействовать с людьми. Для кого-то это тягостно, а для других людей – это радость и смысл жизни. Именно такая позиция у моей бабули. С мая 1992 года и до выхода на пенсию она являлась председателем профсоюзной организации школы №31. Скольким людям помогла бабушка! За неравнодушие к людям награждена большим количеством грамот и благодарственных писем.
В 2003 году Машкова Тамара Николаевна получила звание «Почётный работник общего образования РФ». Как мы гордимся своей бабушкой!
Но и сегодня более активного, жизнелюбивого человека, чем Тамара Николаевна, трудно найти. Семейные праздники, пикники, походы - везде бабуля массовик-затейник.
Я думаю, что не только мы можем гордиться Тамарой Николаевной, но и жители нашего города
Мартынова Люба, 9а
***
Мой любимый учитель,
О тебе эти строки.
Вы талантливый, добрый,
Справедливый и строгий.
Литератор, историк,
Математик, технолог,
И географ, и физик
Ты мне дорог и близок.
Сочиняют поэты
Сегодня сонеты.
Огоньки расцвели
В снежно-белом лесу.
Мой любимый учитель -
Знаний мудрых хранитель,
Я букет соберу
И тебе принесу!
Погребняк Настя, 9а
***
Учительница первая удачу нам дарила,
Всегда справедливыми быть нас учила.
На все наши боли всегда отзывалась,
Она с нами радовалась и огорчалась.
Правильно буквы учила писать,
Задачки всегда помогала решать.
В прекрасную жизнь дорогу открыла
И знаем мы точно, что нас не забыла!
Погребняк Настя, 9а
***
Любимый мой учитель,
И мук моих ценитель!
За веру, честность, доброту
Одну лишь вас благодарю.
Вы в правде учите нас жить,
Минуткой каждой дорожить.
Со мной вы можете смеяться,
Со мной вы можете грустить.
Вы говорите: «Не сдаваться,
Умом успеха добиваться,
Любовь родителей ценить,
Достойно жизнь свою прожить!»
Погребняк Настя, 9а
***
Первый учитель
Я помню её милую улыбку,
Я помню её добрые глаза,
Я помню, как она меня учила
И сколько знаний мне она дала.
Когда рука моя несмело
В тетради буквы осторожно выводила,
Она меня всегда приободряла,
А иногда восторженно хвалила.
Спасибо вам, мой дорогой учитель,
За знания, которые вы подарили,
Благодаря которым я узнала,
Как всё непросто, но прекрасно в этом мире.
Мауль Маша, 9а
Настоящий друг…
Большие светлые коридоры, парты в три ряда, книги, доска, тетрадки… Пройдет много лет, мы изменимся, изменится мир вокруг нас, но школа навсегда останется в нашей памяти. Я не знаю ни одного человека, который не вспоминал бы о своих школьных годах с любовью и теплотой. И, конечно же, мысли о школе неразрывно связаны для нас с мыслями о своём учителе.
Есть замечательная поговорка: «Человеку в жизни должно повезти трижды: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться». О втором, я уверен, мы можем не беспокоиться. С этим нам уж точно повезло. Когда передо мною встал вопрос, о каком учителе написать, я долго не рассуждал, так сразу решил писать о своём классном руководителе, нашем учителе русского языка и литературы Марии Сергеевне Тереховой.
С этим человеком я знаком около трёх лет, а кажется, что знал её с первого класса. Когда в шестом классе мне пришлось сменить школу, то я очень переживал, в какой класс я попаду, как примут меня одноклассники, какие будут учителя… Но все эти сомнения как-то сами собой исчезли, когда впервые переступил порог нашего родного теперь восемнадцатого кабинета и увидел нашу учительницу – молодую, весёлую, с замечательным чувством юмора, казалось, что она понимает нас с одного взгляда.
Я до сих пор помню первый урок русского языка, сорок пять минут пролетело незаметно, но тёплый взгляд и весёлая улыбка Марии Сергеевны до сих пор стоят у меня перед глазами. Мне тогда казалось, что у такого учителя учиться плохо просто невозможно…
Я учусь в этом классе уже третий год. Случалось, конечно, всякое: неподготовленные уроки, шалости, конфликты, обиды… Но это ведь жизнь, и все мы – живые люди, которые не могут не ошибаться. Но вот в прошлом году Мария Сергеевна сказала, что устала от наших шалостей, что собирается от нас уйти. Об этом, признаться, я никогда не думал. Конечно, я понимаю, что работа учителя не проста, что не всегда мы ведём себя хорошо, не всегда слушаемся, бывает огорчаем… Но о том, что однажды я могу прийти на урок и у доски увидеть другого человека, даже никогда и представить себе не мог. Конечно, идеальных учеников не бывает, я тоже таким не являюсь, но мне почему-то стало стыдно, как будто во всём виноват именно я. Не знаю, смогу ли сдержать слово, данное тогда себе больше не огорчать любимого учителя. Но я очень стараюсь, потому что хочу на выпускном вечере в одиннадцатом классе подарить цветы своей Марии Сергеевне и за всё попросить у неё прощения.
«Большое видится на расстоянии», - гласит народная мудрость. В этом, конечно, можно убедиться только на собственном опыте. Но я уверен, что если сегодня каждый из нас изменится совсем чуть-чуть в лучшую сторону, задумается о том, что ценить человека надо сегодня, сейчас, а не завтра, то предстоящие школьные годы будут для нас всех более счастливыми.
По словам известного педагога и писателя А.С. Макаренко, «умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем». Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если просто дать ему книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмёт инструмент. Искусство воспитания заключается в том, что воспитывать можно только на собственном примере. Учитель – это тот, кто любит, понимает истинную суть своей профессии. Он любит и понимает детей, всегда может прийти на помощь в трудной ситуации. Для своих воспитанников он настоящий друг, искренний помощник и мудрый советчик, неравнодушный к судьбам детей. Всё это можно отнести к нашей дорогой Марии Сергеевне!
Серов Сергей, 9г
Доброе имя учителя.
Дождь…Ветер…Холодная осень… И не верится, что скоро май, экзамены, выпускной. А потом начнется новая жизнь! Какой она будет?
Ответить на этот вопрос непросто. Но ведь все понимают, что это зависит не только от одного человека, но и от тех, кто был с тобой рядом. Конечно, в первую очередь это семья: родители, традиции, мечты… Но никто не станет спорить: большую часть времени до судьбоносного решения (выбор профессии) мы проводим с педагогами. Как на нас влияют учителя? Какую роль отводит им общество сегодня?
Итак, учитель… Это женщина (уж так сложилось в нашей школе), одетая в так в классическую форму, с горой тетрадей, книг, учебников на столе, вместительной сумкой, часто в очках, чуть спущенных к кончику носа… Неужели всё!? Нет. Есть у неё отличительные особенности: железное терпение, желание расшатывать нервы, надрывать голос. Какая-то неотрадная картина получается! Да потому, что это обычный учитель. А я хочу рассказать об Учителях с большой буквы.
Именно они формируют ребенка, направляют его на нужный путь. Уже в тот момент, когда родитель приводит своего малыша и отдаёт в руки Учителя, начинается первый урок доверия взрослым людям. Рука должна быть надёжной, уверенной, доброй.
А потом первый урок… Первые маленькие открытия, первые радости, первые огорчения, первые пятёрки и не только…
Проходит время, и судьба повзрослевшего ребёнка оказывается в руках другой Учительницы. И как важно, чтобы она тебя приняла таким, каков ты есть , полюбила, была справедливой. Известно, что ребёнок может простить всё, кроме несправедливого наказания. Помимо этого в данный период закладываются основы наук, тот фундамент, который позволит сделать правильный выбор. А ведь нужно подсказать родителям на что обратить внимание в воспитании их чад, какие наклонности постараться развить в них. Какая это колоссальная ответственность не проследить, не опоздать! Я уже не говорю про ГИА, ЕГЭ и прочие испытания для детей и родителей, да и самого педагога. Необходимо быть спокойным, уверенным и это вселить в умы и души своих подопечных.
И при всём этом сегодня общество говорит о том, что деятельность педагога можно свести к тому, что он оказывает образовательные услуги населению. И всё!? Нет, я с этим категорически не могу согласиться. Учитель не просто передатчик знаний, опыта, накопленного человечеством. Это тот, кто понимает логику ребёнка, способен видеть вещи его глазами, чувствовать малейшие изменения в каждом ученике ежедневно, умеет убедить родителя любого ребёнка, что в их чаде скрыт какой-то талант, и, может быть, не всегда математика, лингвиста, а просто хорошего человека, умеющего дружить, веселить, прощать, трудиться, помогать товарищам и т.д. именно эта уверенность поможет семье направить ребёнка по правильному пути. И тогда можно быть уверенным, что впереди у него счастливая жизнь успешного, востребованного обществом человека!
Гарвард Ольга, 11б